: : Разделы сайта : :
Нужно ли закрывать глаз при смешанном астигматизме и как
: : Календарь : :
: : Архивы : :
: : Пустой блок : :

Обратная связьСвязь с администрацией

Развитие глубины пространства у дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия

Возникновение трудностей в обучении, снижение успеваемости детей может быть вызвано нарушением зрения учащихся. Нарушение зрения, обусловливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, влечет за собой снижение скорости, конкретности, дифференцированности, аналитичности восприятия, возникновение трудностей в овладении и оперировании сенсорными эталонами, зрительными образами и представлениями, в овладении измерительными навыками, ориентировкой в пространстве. Это неизбежно приводит к появлению вторичных отклонений в зрительном восприятии предметов окружающей действительности и влечет за собой недостаточное удовлетворение зрительных потребностей детей, отрицательно сказывается на развитии мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Курс «Развитие зрительного восприятия» - целенаправленное воздействие педагогическими средствами на  функциональную, операционную, мотивационную стороны восприятия.

Основными задачами курса являются:

·       Формирование у детей с нарушением зрения потребности в самостоятельном использовании зрительных умений и навыков для установления логических и причинно-следовательных связей при отражении множества объектов окружающего мира.

·       Расширение и коррекция предметных представлений и конкретных способов обследования объектов через углубление знаний о предметах окружающего мира за счет целенаправленного и полисенсорного восприятия, формирование системы основных умственных(действии и операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения. классификации).

·        Повышение уровня сенсорной готовности школьников к учебе путем совершенствования системы сенсорных эталонов, обучения пользования эталонами при анализе качеств и свойств предметов и явлений окружающего мира.

·       Развитие умения оценивать глубину пространства, формирование навыка переноса знаний в практическую деятельность в свободном пространстве, формирование измерительных навыков (в малом и большом пространстве), обучение ориентирования на основе пространственных представлений.

·       Совершенствование зрительно-моторной  координации.

·        Активизация зрительного восприятия учащихся посредством автоматизации навыка максимально использовать свои зрительные восприятия при знакомстве с окружающим миром.

Кроме того, решение специфических задач, работа по развитию зрительного восприятия у учащихся с нарушениями зрения активизируют все психические процессы, речевое и эмоциональное развитие, совершенствуют личные качества.

В соответствии с выделенными задачами программа включает в себя пять разделов, лежащих в основе развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения: развитие зрительно-моторной координации при работе на листе бумаги; приучение детей к умению удерживать зрительный стимул в поле зрения во время выполнения заданий на зрительную координацию: активизация зрительных образов и сенсорных эталонов; использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно-следственных связей; развитие глубинного зрения, расширение поля зрения, развитие восприятия глубины пространства.

Так как группа детей с нарушением зрения неоднородна по составу, тифлопедагог обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подходы к коррекции и развитию зрительного восприятия.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими остаточное зрение, направлена на его развитие как интегрального свойства глубоко поврежденной зрительной системы с учетом форм и особенностей остаточного зрения. Тифлопедагогическая деятельность должна способствовать включению остаточного зрения в отражательную и ориентировочную деятельность, активизации и развитию сохранных зрительных функций, развитию сохранных зрительных функций, обеспечивающих чувственное познание с подключением остаточного зрения, развитию пространственного восприятия и др.

Целью коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей выступает не только исправление недостатков в развитии этого психического процесса в условиях суженной сенсорной сферы, но и предупреждение возможных вторичных отклонений в области представлений на последующих этапах развития, а также формирование компенсаторных способов сенсорно-перцептивной деятельности. Это достигается за счет системного и постоянного обучения слабовидящих детей способам зрительного обследования с подключением или на основе компенсаторных механизмов, что обеспечивает построение полноценных зрительных образов за счет создания условий востребованности зрительных умений, зрительного опыта, представлений слабовидящего в его жизнедеятельности.

Целью коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей с функциональными расстройствами зрения является максимально возможная активизация их зрения и обеспечение становления психического процесса зрительного отражения окружающего в соответствии с возрастными особенностями протекания психической деятельности. Эта цель достигается за счет использования тифлопедагогических приемов, обеспечивающих воздействие на зрительные функции в соответствии с задачами и этапами лечебно-восстановительного процесса, совершенствования операционного механизма восприятия, коррекции недостатков зрительного восприятия, развития простанственного восприятия и зрительно-моторной координации.

Эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия детей с разной степенью и характером нарушения зрения также обеспечивается использованием педагогом различных организационных форм педагогической деятельности: коррекционно-развивающие занятия, разные виды игр коррекционной направленности, корригирующие упражнения (физические, дидактические) и другие с соблюдением офтальмологических требований.

В любой педагогической ситуации по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения тифлопедагог реализует разнообразные приемы активизации и удерживания детского внимания. Педагог мотивирует деятельность ребенка, вызывает интерес и побуждая к решению задачи на зрительное восприятие. Мотивация может быть различной, но чаще всего побуждающей силой к деятельности ребенка с активным использованием зрения выступают игровые ситуации, дидактические и подвижные игры, предметная деятельность и др.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия с разной степенью нарушения зрения по своему содержанию, направленности методических приемов, по организации взаимодействия с ребенком решает задачи не только по исправлению и профилактике вторичных  отклонений в психической деятельности, но и обеспечивает стабилизацию и возможное повышение зрительных функций.

Источник: http://www.klg-int.edusite.ru/p263aa1.html

  • Раздел: Храп |
  • Автор: Фредерико
  • Комментариев: 27
  • Просмотров: 345 |