: : Разделы сайта : :
Лучевой цистит жжение говорят не мочить форум
: : Календарь : :
: : Архивы : :
: : Пустой блок : :

Обратная связьСвязь с администрацией

Каждый день болит голова сверху

Я ИДУ НА УРОК

Н.А.ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
Смоленская обл.

ХОД УРОКА

Вспомним определение фразеологизма. Назовем отличительные признаки фразеологического оборота от свободного словосочетания.

(Фразеологический оборот используется в переносном значении, лексическое значение имеет весь фразеологический оборот, а не отдельные слова, из которых он состоит, в предложении фразеологический оборот выступает как один член предложения.)

Прослушайте внимательно текст. Выпишите из него при повторном чтении десять фразеологизмов, объясните их лексическое значение.

Вадим был добрый парень. Но сейчас он из себя выходил, вспоминая, как подло вел себя Игорь. Вадим часто и незаслуженно был у нас в классе козлом отпущения. И, вспоминая теперь о несправедливостях, выпавших на его долю, кипел от негодования.
Я заметил:
– Надо быть выше!
– Выше чего?
– Выше собственной обиды!
Шмаков Петр проворчал:
– Скажем Игорю, а они заметут следы. Останемся в дураках. Надо сообщить куда следует.
Я решительно сказал:
За глаза? Ни за что!

(Выполнить это задание помогает фразеологический словарь.)
К какому стилю мы отнесем этот текст? Почему?

(Это пример разговорного стиля. В этом тексте используются фразеологические обороты, которые употребляются в разговорном стиле. Текст представляет собой диалог, что тоже является признаком разговорного стиля.)

Следующее задание – «Проба пера». Напишите шуточное объявление с использованием фразеологизмов. (Фразеологизмы записаны на доске.)

Вставляю палки в колеса. Обучаю игре на нервах. Куплю хорошо подвешенный копченый язык.

Пример. (Работа ученика.) Молодой человек 22 лет поможет вам выжить надоевших соседей, так как хорошо владеет наукой игры на нервах.

Студент, имеющий несколько «хвостов», купит хорошоподвешенный язык за умеренную плату.

Вспомним, что называется антонимами. Замените данные фразеологизмы антонимичными.

Выходить из себя – ...(взять себя в руки, держать себя в руках).
В первую голову – ...(в последнюю очередь, в конце концов).
Рукой подать – ...(за тридевять земель).
Заварить кашу – ...(расхлебывать кашу).
Засучив рукава – ...(спустя рукава).
Капля в море – ...(видимо-невидимо).
Семи пядей во лбу – ...(без царя в голове).

(Если класс слабый, можно антонимичные пары записать в виде справок на доске, но не по порядку.)

Восстановительный диктант

Учитель диктует текст, ученики записывают встретившиеся в нем фразеологизмы и затем письменно восстанавливают по ним текст.

Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья... того и гляди утащат кусок среди бела дня из-под носа.
Спорили, спорили, стрекотали сороки, а сыр тем временем под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а ее уж и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

(Можно записать фразеологизмы на доске и закрыть их, чтобы позже ученики могли сверить с ними свои записи.)

На доске написаны отрывки из стихотворения. Вставьте недостающие фразеологизмы. Объясните их значение, подчеркните их как члены предложения.

а) Глеб у доски повесил нос,
Краснея до (корней волос).
Он в этот час, как говорится,
Готов (сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера,
Когда (баклуши бил) с утра?

б) Говорил товарищ мой вчера,
Что в кино давно сходить пора.
Только было я хотел собраться,
Как ему (взбрело на ум) купаться.
По дороге передумал он,
Стал тащить меня на стадион.
– Что ты, – закричал я, – в самом деле!
У тебя (семь пятниц на неделе)!

Придумайте увлекательный рассказ о событиях, которые могли с вами произойти. Используйте в своем рассказе нужные фразеологизмы.

Голова идет кругом, дух захватывает, мороз по коже, валиться с ног, ждать у моря погоды, гора с плеч, на седьмом небе, ни жив ни мертв, не показать вида, опустить руки, принять близко к сердцу, сгореть со стыда, сквозь землю провалиться, язык проглотить.

(Это задание можно использовать в качестве домашнего.)

Итог урока. Для чего используются фразеологизмы в речи? Что нового вы узнали о фразеологизмах?

(Фразеологизмы широко используются в разговорной речи. Они делают речь эмоциональнее, выразительнее. У фразеологизмов есть антонимы и синонимы.)

 

Источник: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200300109